Контрактный управляющий требования к образованию в 2020 году
Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам
Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.
Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак.
часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами установлена статьёй 195.3 Трудового кодекса РФ.Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.
Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам
К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.
Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.
Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.
Контрактная служба создается одним из следующих способов:
- создание отдельного структурного подразделения;
- утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.
Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).
В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Профстандарты в сфере закупок
Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:
- «Специалист в сфере закупок»;
- «Эксперт в сфере закупок».
Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.
Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.
Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.
Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.
Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.
Профстандарт «Специалист в сфере закупок»
Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.
Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).
Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.
Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:5-ый | Обеспечение закупок | — предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;- подготовка закупочной документации;- обработка результатов закупки и заключение контракта | Среднее профессиональное образование.ДПО (дополнительное профессиональное образование) — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок | Не установлены |
6-ый | Осуществление закупок | — составление планов и обоснование закупок;- осуществление процедур закупок | ВО (высшее образование) – бакалавриат.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок | Не менее 3-х лет в сфере закупок |
7-ый | Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | — проверка соблюдений условий контракта;- проверка качества представленных товаров, работ, услуг | ВО — специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок | Не менее 4-х лет в сфере закупок |
8-ый | Контроль в сфере закупок | — мониторинг в сфере закупок;- аудит и контроль в сфере закупок | ВО — специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок | Не менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет |
Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»
Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.
Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.
Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:
экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта | ВО — специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок | Не менее четырех лет в сфере закупок |
С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.
Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.
Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.
Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1611
Требования к образованию контрактного управляющего по 44 ФЗ
Вопрос обязательности получения специализированного образования контрактными управляющими и работниками контрактных служб возник с момента появления контрактной системы.
Этому способствовало несколько причин:
- во-первых, это понимание того, что освоить такой большой объем информации, систематизировать его и научиться применять на практике самостоятельно крайне сложно;
- во-вторых, это текст закона, который в части требований к образованию на практике трактуется по-разному.
Не погружаясь в рассуждения о целесообразности прохождения курсов по закону о госзакупках, рассмотрим требования Закона № 44-ФЗ к обучению специалистов и причины их разночтений.
Требования Закона № 44-ФЗ к уровню квалификации работников
Читая текст Закона № 44-ФЗ, довольно сложно себе представить человека, не имеющего специальной подготовки и при этом сходу успешно осуществляющего обязанности контрактного управляющего. Ни для кого не секрет, Закон о контрактной системе является одним из самых сложных и имеет множество нюансов, особенностей и «узких» мест.
Даже квалифицированным юристам зачастую непросто разобраться в тех или иных случаях его применения, что уж говорить о работниках, не имеющих специальной подготовки. В регионах далеко не каждое учреждение имеет собственного юриста, а обязанности контрактного управляющего в большинстве случаев возлагаются на заместителя руководителя по хозяйственной части.
Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.
Требования Закона № 44-ФЗ к уровню образованию контрактных управляющих
Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб. Так, в соответствии с частью 6 статьи 38, работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Как показывает практика, содержание части 6 статьи 38 трактуется вовсе не однозначно и вызывает массу споров относительно того, наличия какого же образования достаточно для выполнения требований закона. В данном случае мы говорим именно о формальном исполнении его норм, а не о качественном получении, наличии и применении знаний и навыков на практике.
Достаточно ли наличия любого высшего образования (без учета профиля) или же необходимо иметь высшее образование в сфере госзакупок, которого на сегодняшний день в нашей стране просто не существует? Как ни странно, но этот вопрос возникает даже у квалифицированных юристов, не смотря на то, что закон содержит вполне определенные требования на этот счет. Зачастую у заказчиков, руководителей и контрольных органов складывается мнение об обязательном наличии дополнительного образования в сфере закупок.
Заключение
Не стоит забывать о том, что любые законодательные акты следует читать и понимать буквально, не фантазируя и не вдаваясь в пространные рассуждения. Закон № 44-ФЗ не смотря на наличие пробелов и «узких» мест является исчерпывающим документом, описывающим требования и нормы контрактной системы.
Согласно закону, с 01 января 2017 года работники контрактных служб и контрактные управляющие должны будут иметь одно из следующих образований:
- высшее образования (без учета профиля);
- дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа.
Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений.
Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.
Прохождение обучения по 44-ФЗ, получение дополнительного образования в сфере закупок – это наиболее целесообразный способ приобретения необходимых знаний и навыков. Возможность консультации с высококвалифицированными специалистами способна избавить начинающих работников от многих ошибок, сэкономить их время и средства.
Поскольку Закон №44-ФЗ обязывает иметь должный уровень квалификации, дополнительное обучение на курсах по управлению государственными и муниципальными закупками не обязательно, но необходимо.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/498-trebovaniya-k-obrazovaniyu-kontraktnogo-upravlyayushchego-po-44-fz
Профстандарт специалистов в сфере закупок
Профстандарт на контрактного управляющего сейчас предоставлен двумя Приказами Минтруда от 10.09.2015 № 625н и № 626н. Разница между ними в том, что первый разработан для специалистов, а второй — для экспертов в закупках.
Первые занимаются всем циклом закупок, планированием, организацией и т.д. Эксперты же занимаются аналитикой, консультированием и экспертизой. Соответственно, и требования к уровням знаний, умений и навыков разные — у экспертов они более высокие.
Разберем подробнее.
Контрактный управляющий — профессиональный стандарт «специалист»
Профстандарт «работник контрактной службы», или специалист в сфере закупок, утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н, зарегистрирован в Минюсте 07.10.2015 № 39210, является нормативным актом, обязательным для применения.
Профстандарт «специалист в сфере закупок» разработан для тех, кто осуществляет закупочную деятельность ради обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд с целью эффективного и результативного использования денежных средств.
Профстандарт специалиста определяет четыре направления в сфере закупок:
- Обеспечение (уровень квалификации 5).
- Осуществление (уровень квалификации 6).
- Экспертиза результатов (уровень квалификации 7).
- Контроль (уровень квалификации 8).
Разберем их подробнее.
Обеспечение конкурсных мероприятий
Работник, занятый в сфере закупок, должен иметь среднее профессиональное образование. Требования к опыту не предъявляются.
Права и обязанности:
- предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
- подготовка закупочной документации;
- обработка результатов;
- подготовка и составление необходимой документации для размещения заказов;
- формирование описательной части объектов заказа.;
- мониторинг поставщиков и т. д.
Для более подробной информации можно заглянуть в единый квалификационный справочник, контрактный управляющий там проходит под кодом 26541 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).
Осуществление закупочных процедур
Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:
- составление планов и их обоснование;
- осуществление конкурсных процедур;
- организация общественного обсуждения;
- определение и обоснование цены контракта;
- составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.
Экспертиза результатов
Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:
- проверка соблюдений условий контракта;
- проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
- организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
- взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
- привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.
Контроль конкурсных мероприятий
Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:
- Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
- Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
- Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
- Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.
Профстандарт «специалист контрактной службы»: итоги
Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области).
Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др.
в части применения к закупкам, а также этические нормы:
- соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
- активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
- не допускать конфликты на работе;
- не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
- не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).
В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.
Профстандарт «руководитель контрактной службы»
Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:
- консультированием;
- экспертизой;
- организацией работы технических специалистов.
Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2020 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.
Консультирование
По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:
- создание и ведение баз данных;
- расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
- составление заключений;
- непосредственное консультирование.
Экспертиза
Чтобы соответствовать требованиям, человеку нужно иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и пройти дополнительное обучение по работе в сфере закупок. Опыт работы необходим не менее четырех лет. Других особых условий не предусмотрено.
Аналогичной работой, по мнению составителей стандарта, занимаются бухгалтеры, оценщики, юристы, экономисты и т. д.
Подробнее можно посмотреть, чем занимается контрактный управляющий (код должности) в ОКЗ или ОКПДТР, например, в общероссийском классификаторе код этой должности 27779.
Что должен делать эксперт в закупках:
- Проводить экспертные оценки закупочной документации и заявок в процедуре закупки.
- Давать экспертную оценку при подведении итогов процедур закупок, при необходимости вести пересчет баллов.
- Разрабатывать методологические базы в рамках закупочной деятельности.
- Составлять и оформлять по результатам экспертизы документы в виде заключения.
Организация работ
Уровень образования здесь аналогичен предыдущему, а вот опыт работы должен быть не менее пяти лет непременно в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях — от трех лет. Речь идет о руководителях в сфере закупок. Их функции и задачи:
- распределение заданий между работниками и контроль их выполнения;
- планирование текущей деятельности организации, подразделения;
- осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование или экспертизу;
- организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе;
- осуществление контроля рационального использования ресурсов;
- осуществление контроля соблюдения требований охраны труда.
Должностная инструкция работника контрактной службы по профстандарту разрабатывается в каждой конкретной организации с учетом специфики деятельности этой организации, поэтому универсальной должностной инструкции не существует. За основу можно взять наш образец
Скачать
Особое мнение
Профстандарты нужно обязательнj применять работодателями только в части требований к образованию работников контрактной службы (контрактных управляющих) и членов закупочных комиссий по 44-ФЗ. Это мнение Минэкономразвития из письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно полностью соответствует трудовому законодательству.
В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели могут применять профстандарты только в части этих требований. А В 44-ФЗ требует только наличие образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов являются обязательными.
Все остальные качества заказчик может применять как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.
Краткие итоги
В целом, каких-либо специальных требований к специалистам в сфере закупок не установлено. Занимаются этим в основном бухгалтеры, юристы и экономисты, в соответствии со статьей 60.2 ТК РФ (расширение или увеличение объема работы).
Происходит это не только из экономии, но и потому, что на местах часто затрудняются определить размер оклада такого работника. Почему? Да потому что специалист в области закупок не упомянут ни в одной профессиональной квалификационной группе.
Контрактный управляющий ПКГ не назван ни в одном из этих документов, а это значит, что размеры окладов должны устанавливаться в зависимости от сложности труда (пункт 11 рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12) что позволяет относиться к ним вариативно.
Источник: https://clubtk.ru/pf-spec-v-zakupkah
Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год
Профстандарт специалиста в сфере закупок — это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, которые необходимы для деятельности по контролю и управлению госзакупками.
08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок:
- обеспечение и проведение;
- экспертиза результатов, приемка контракта (договора);
- контроль.
- Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.
Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.
Код | Наименование | Уровень квалификации | Наименование | Код | Уровень (подуровень) квалификации |
A | Обеспечение госзакупок | 6 | Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав | А/01.6 | 6 |
Подготовка закупочной документации | А/02.6 | 6 | |||
Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора) | А/03.6 | 6 | |||
B | Проведение госзакупок | 6 | Составление планов и обоснование закупок | В/01.6 | 6 |
Осуществление процедур закупок | В/02.6 | 6 | |||
C | Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора) | 7 | Проверка соблюдений условий контракта (договора) | С/01.7 | 7 |
Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора) | С/02.7 | 7 | |||
D | Контроль в сфере госзакупок | 7 | Мониторинг | D/01.7 | 7 |
Аудит и контроль | D/02.7 | 7 |
Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.
https://www.youtube.com/watch?v=2ELTqKehGNA
Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:
- Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
- Подготовка закупочной документации.
- Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).
В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):
- специалист по закупкам;
- агент по закупкам;
- закупщик;
- работник контрактной службы;
- специалист контрактной службы.
Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ | Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы) | |
Требования к опыту практической работы | Не предъявляются | |
Особые условия допуска к работе | Нет | |
Другие характеристики | Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок | |
Дополнительные характеристики | ||
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) | 3323 | Закупщики |
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) | — | Агент по закупкам |
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) | 20015 | Агент по закупкам |
А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:
- Трудовые действия
- Умения.
- Знания.
- Другие характеристики.
Собрали их в таблицу для примера.
Трудовые действия |
|
Умения |
|
Знания |
|
Другие характеристики | Необходимые этические нормы:
|
Другие трудовые функции для специалистов раскрыты по аналогии с этой.
Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок
08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных трудовых функций:
- консультирование в сфере госзакупок;
- экспертиза в сфере госзакупок;
- организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
- Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.
Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.
Как сейчас работают профстандарты
Источник: https://goscontract.info/shkola-goszakupok/kakie-trebovaniya-predyavlyayutsya-k-spetsialistam-po-goszakupkam
Обучение по госзакупкам: кому и когда нужно пройти?
Тема профессиональных стандартов и дополнительного обучения сотрудников по госзакупкам – одна из тем, которая сейчас волнует многих работодателей.
С какой даты профстандарты станут обязательными для всех? Каким требованиям должен соответствовать сотрудник? Что делать с уже существующими должностными инструкциями? Что делать работнику, чтобы соответствовать требования профессионального стандарта.
Постараемся ответить на эти и некоторые другие вопросы в отношении сотрудников, которые ответственны за проведение государственных закупок.
Требования закона к квалификации сотрудников по госзакупкам
Согласно закону о государственных закупках для проведения закупок заказчик должен сформировать комиссию (возможна единая комиссия для проведения всех закупок или специальная комиссия – для проведения определенного рода закупок, например, котировочная комиссия для определения поставщика путем проведения запроса котировок) и контрактную службу (назначить контрактного управляющего).
Законодатель сформулировал принцип профессионализма заказчика, который предполагает под собой наличие у специалистов по госзакупкам теоретических знаний и навыков в сфере закупок. На работодателя возлагается обязанность принимать меры, направленные на поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников, задействованных в госзакупках.
Требования к квалификации лиц, входящих в состав комиссии
Согласно ст. 39 закона о госзакупках в состав комиссии должны входить преимущественно сотрудники:
- прошедшие профессиональную переподготовку в сфере закупок;
- прошедшие повышение квалификации в сфере закупок;
- имеющие специальные знания по объекту закупки.
Пример. В состав комиссии входит 7 человек. Для того чтобы отвечать требованиям закона, членов комиссии, прошедших обучение или обладающих специальными знаниями, должно быть не менее 4 человек.
Чиновники Минэкономразвития делают вывод о том, что лиц, не прошедших обучение и не обладающих специальными знаниями можно включать в состав комиссии, но их должно быть меньшинство (Письмо от 31.12.2013 N Д28и-2420).
Случай из судебной практики. Работник обратился с иском в суд с целью признания незаконными положений приказа о включении его в состав единой комиссии и возложении на него полномочий председателя. В обоснование своих требований истец указал, что он не обладает специальной подготовкой, и данное назначение было совершено без его согласия.
Суд, отказывая в иске, указал, что включение данного работника в состав комиссии по госзакупкам не выходит за пределы его трудовых функций, и получение его согласия не требуется.
Кроме того, суд отметил, что истец обладает специальными знаниями по объекту закупки и соответственно может входить в состав комиссии (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 03.12.
2014 по делу N 33-9724/14).
Требования к квалификации представителей контрактной службы или контрактных управляющих
Закон о государственных закупках обязывает представителей контрактной службы и контрактных управляющих иметь соответствующее образование:
- высшее в сфере закупок либо
- дополнительное профессиональное в сфере закупок.
Вместе с тем, до начала 2017 года указанные лица могут работать на своей должности и при наличии профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Итак, контрактный управляющий или представитель контрактной службы до 01.01.2017 года должен соответствовать хотя бы одному из указанных ниже условий:
- наличие профессионального образования по 94-ФЗ (ранее действовавший закон о закупках);
- наличие дополнительного профессионального образования по 94-ФЗ;
- наличие высшего образования по 44-ФЗ;
- наличие дополнительного профессионального образования по 44-ФЗ.
Обратите внимание! Закон не запрещает включение в состав единой комиссии (или других комиссий) представителя контрактной службы или контрактного управляющего. Главное, чтобы они соответствовали требованиям, указанным в ч. 6 ст. 39 закона о госзакупках.
Профессиональные стандарты для сотрудников, обеспечивающих проведение госзакупок
В области государственных закупок в настоящее время утверждено 2 профессиональных стандарта:
Источник: https://parta1.com/blog/24945.html